Врагом будешь? – Буду! Роль противника в военных играх в детском лагере

Врагом будешь? – Буду! Роль противника в военных играх в детском лагере

За врагами я, парень русский,

Наблюдаю, гневно дыша.

Палец твердо лежит на спуске

Безотказного ППШа.

В течение нескольких лет клуб «Охотники за удачей» проводит игровые и приключенческие смены в детских лагерях, основанные на реальных ИСТОРИЧЕСКИХ событиях, и мы бы хотели поделиться своими наблюдениями за тем, как дети играют роли «противников» и как это влияет на них.

К сожалению, вся история человечества далеко не мирная. Только 300 лет без войны за последние 3,5 тысячелетия, как утверждают историки: противоборство сторон, вероломство, печали и беды, «свои» и «враги». И если со «своими» все понятно, то зачисление детей в стан противника на наших исторических программах вначале вызывало бурные споры.

В 2008 году состоялся первый историчный детский сплав «Тайна генерала» по событиям гибели 33-й армии СССР в 1943 году, попавшей в окружение. Наше первое видение было, что дети должны быть исключительно героями и бойцами Красной Армии, а врагами–немцами будут взрослые с устоявшимся отношением к историческим событиям и миропониманием «что такое хорошо, и что такое плохо».

 В «Тайне генерала» реализовать этот подход не составляло особого труда: детей 16 человек, взрослых  5 человек и их вполне хватало на роль захватчиков. Но, буквально после первого же игрового дня часть детей захотела перейти и играть на стороне противников вместе с взрослыми!
  Туристический водный поход проходил в местах реальных боевых событий, и, мы видели, как дети реагируют на найденные окопы, остатки блиндажей и обелиски с фамилиями погибших бойцов, и как они сопереживали тем событиям.

 При этом было не важно, на чьей стороне они «воевали».  Дети часто менялись ролями и переходили  из одной армии в другую,  и это не создавало никаких проблем.

Через год к «мужскому празднику» 23-го февраля стартовала программа «Юный защитник» по мотивам Советско-финской войны 1939-1940 года. После рассказа о событиях тех лет и объяснения правил игровых сражений, ребятам предложили самостоятельно выбрать, на чьей стороне они хотят выступать. Проблемы выбора играть за своих «красных» или противников «финнов» у детей в лагере вообще не возникло.

Ребята с легкостью выбирали себе армию, основываясь на вполне практичных, можно сказать вполне взрослых, подходах. Они шли за ярким, харизматичным командиром, чем больше действий предстояло совершить армии, тем более привлекательной она становилась; сильней манила наиболее оснащенная армия, а также та, к которой примкнули друзья. Не последнюю роль играла и форма, как оказалось, — это притягательный магнит: круто выглядеть нравится всем.

Мы не ставили перед собой задачу сформировать у ребят какое-то конкретное мнение о той войне, только хотели, чтобы они знали, что история нашей страны очень многогранна. На прощальном огоньке в лагере юные воины делились эмоциями, взахлеб пересказывая события дня, оценивали на свой лад «правых и неправых» в войне СССР и Финляндии.

И вот пришло время нашим играм по сюжету «Дом Павлова» в детском лагере «Форпост» и программе «Битва за Москву». Опять возникал вопрос: «Захотят ли дети играть врагов? Как они к этому отнесутся?» 

Все-таки, современная киноиндустрия почти ежегодно выпускает фильмы о Великой отечественной войне, и яркий крайне негативный образ немцев-захватчиков, не ушел в далекую историю. До начала активных игровых действий мы постарались рассказать детям о тех событиях, особо подчеркнув, что война – это не компьютерная игра, ее нельзя пройти несколько раз. Рассказать, что и в армии противника не все могли разделять захватнические цели правительства, но были вынуждены воевать… и только после этого задавали вопрос «Кто за кого хочет играть?»

Кто-то шел в одну армию, а кто-то выбирал противоположную. Никакой закономерности в том, что роль захватчика выбирали какие-то особые или «сложные» дети не было!

Дети погружались в события, выпускали пар, рьяно участвовали в боевых действиях, но не переносили отрицательные черты своих персонажей на общение с другими участниками.  Для них игра оставалась игрой! Да, они могли спорить о каких-то несправедливостях в игре, может и более эмоционально, чем мы предполагали, но на мирную после игровую жизнь свое недовольство не переносили. Игровые «враги» после сражений шли вместе в столовую, дружно обсуждали прошедшие события и мирно жили вместе в одних комнатах 🙂

Имея на сегодня уже 10-ти летний опыт различных военных игр с детьми, мы можем смело утверждать, что детей не оставляют равнодушными исторические события отыгранные ими в лагере. Подобные программы позволяют узнать ребятам много нового, интересного, и формируют в детях уважение к героям, памяти и через это – любовь к Родине, даже если они выбирают роли противников. И если ребёнок на вопрос: «В сегодняшней игре играть за врагов будешь?», отвечает: «Буду!» — это нормально и нет в этом никакой «ущербности» или «не патриотичности»!

Авторы статьи: Владимир Коврижин и Дмитрий Мартынов.

P.S. Несколько ссылок на статьи о проблеме «войны и врагов» в детских играх, интересные на наш взгляд.

  1. » Жестокие игры: стоит ли детям играть в войнушку? «
  2. » Отрицательный герой: почему ребенок играет в злых персонажей «

Поделитесь постом