ПАРУС. Немного теории...
 

   Программа у нас очень объёмная, и, мы боимся, что увидев эту страничку, у ребёнка может пропасть всякий интерес к парусу. Такая информационная "плотность" даже нам тяжела - просто страшно читать, не то, чтобы учиться :) ... Например, гарантируем, что схему "курсов парусных судов" просто не поймут 80% юных читателей сразу, а терминов у нас 50% процентов текста - это очень тяжело... но и интересно!

    Все таки, мы рискнули разместить этот сжатый "мини-спрвочник" на сайте нашего клуба. А вдруг кто-то всё сразу поймет и во всем самостоятельно разберётся?

 
ПАРУСНЫЙ КАТАМАРАН "SibCat"
 
Схема парусного катамарана
 Рангоутом называются все жесткие элементы, используемые для постановки парусов. Это вертикальные мачты, горизонтальные гики, реи и др. Главным элементом рангоута является мачта. Ее верхний конец - топ, нижний - шпор. Шпор мачты опирается в степс. Другим элементом рангоута является гик, растягивающий парус в горизонтальном направлении. Его наружный конец называется ноком, ближний к мачте - пяткой.

Такелаж - гибкие снасти (тросы, веревки) для крепления рангоута, управления парусами, грузоподъёмных работ и др. Такелаж делится на бегучий и стоячий.

Стоячий такелаж поддерживает мачту в вертикальном положении и препятствует её изгибу. Он состоит из вант, идущих от мачты к бортам судна, штагов, идущих к носу и др. Ванты и штаг обычно сделаны из стального троса. На борту судна ванты крепятся к вант-путенсу, а штаг - к штаг-путенсу.

Бегучий такелаж служит для подъема парусов и деталей рангоута в рабочее положение, управления ими и для регулировки и тонкой настройки парусов. Поднимают паруса фалами, а управляют ими шкотами. Фалы и шкоты обычно сделаны из синтетического троса. Все снасти бегучего такелажа имеют коренной конец, крепящийся к парусу или деталям рангоута, и ходовой конец, который выводят в удобное для команды место. Утки - металлические двурогие стойки для закрепления ходовых концов снастей (см. рисунок). За ходовой конец снасти выбирают, туго набивают и закладывают их за утки или в различные кулачковые, щелевые стопора. При необходимости снастям бегучего такелажа дают слабину, травят и отдают их или раздергивают.

"Утки"
Ниже "расшифровка" терминов применяемых при работе со шкотами и парусами использованных в предыдущем абзаце:
- слабина - провисание недостаточно выбранной снасти;
- выбрать - подтянуть снасть на себя настолько, чтобы она не провисала;
- выбрать втугую, обтянуть, набить - выбрать снасть как можно туже;
- заложить - положить снасть на утку одним или двумя шлагами (оборот веревки), чтобы она не травилась, будучи на руках;
- закрепить - положить снасть на утку таким образом, чтобы исключить самопроизвольное потравливание или отдачу;
- отдать (снасть) - снять снасть с утки;
- травить, потравить - отпускать снасть постепенно, понемногу;
- раздернуть - травить снасть быстро, не задерживая, совершенно ее ослабить.

Парусное вооружение - система парусов судна вместе с рангоутом и такелажем. Разборные катамараны вооружают либо одним гротом (большой треугольный парус) - это вооружение называется "кэт", либо гротом и стакселем - "шлюп". Края всех парусов называют шкаторинами - передней, нижней, задней. Для поддержания формы задней шкаторины грота и придания парусу определенной формы применяют латы (гибкие пластиковые пластины), вставляемые в лат-карманы. Латы бывают сквозными, идущими от задней шкаторины до мачты и короткими. Для уменьшения площади паруса - взятия рифов (рифление паруса) - поперек него, параллельно нижней шкаторине располагают риф-банты в которых оборудуются люверсы (окантованные отверстия) и в них пропускаются риф-штерты, которыми к гику подвязывается свернутая по нижней шкаторине часть паруса.

Верхний угол паруса, к которому крепится фал (часто через фаловую дощечку), называется фаловым углом. Задний, к которому крепится шкот, - шкотовым, а передний нижний - галсовым углом. К галсовому углу крепится снасть, называемая галсом (галсовой оттяжкой). Для крепления грота к мачте по его передней шкаторине обычно либо делают мачтовый карман, либо вшивают ликтрос. Ликтрос заправляется в сделанный на мачте ликпаз и передвигается по нему вверх-вниз при подъеме и опускании паруса. Для повышения местной прочности в углах паруса пришивают матерчатые накладки - боуты.

Грот управляется гика-шкотом, закрепленным коренным концом к ноку гика, а грота-шкот служит лишь для растягивания паруса вдоль гика и регулировки его пуза - выпуклости поверхности паруса. Стаксель управляется двумя стаксель-шкотами, которые крепятся коренным концом к шкотовому углу стакселя, а ходовые концы через кипу закладывают в стопоры или утки.

Для сопротивления дрейфу - движению катамарана поперек своей продольной оси - со стороны днища выдвигается шверт. Он может быть кинжальным, передвигающимся в швертовом колодце только вверх-вниз, и поворотным. На некоторых судах шверты закрепляют по бортам судна, в этом случае они называются шверцами. Поднимают шверт и шверцы с помощью шверт-талей.

На корме судна устанавливается рулевой узел (на катамаране "SibCat" два руля на жестких транцах поплавков) - на вертикальной оси подвешена рулевая коробка. Снизу к коробке на горизонтальной оси крепится перо руля, сверху - румпель - рычаг, которым поворачивают рулевую коробку и, соответственно, перо руля. Для удобства управления к румпелю прикрепляется удлинитель румпеля. При подходе к берегу перо руля поднимается из воды сорлинем.

Каркас катамарана "SibCat" выполнен по жесткой схеме. Основу конструкции составляет подмачтовая пирамида изготовленная из дюралюминиевых труб к которой крепяться поплавки (надувные балоны). Палуба (трамплин) изготавливается из ткани с ПХВ покрытием. Натяжка палубы осуществляется шнуровкой. На трамплине имеются отверстия для стока воды, исключающие захлёстывание воды снизу.

 
КУРСЫ ПАРУСНЫХ СУДОВ
 
Курсы парусных судов (схема)

Ясное понимание и правильное использование принятых в парусном спорте терминов очень важно для четкой работы экипажа катамарана.

Курс судна - в навигации угол между северной частью меридиана и диаметральной плоскостью судна. Измеряется он в градусах-от 0° до 360° и задается рулевому по компасу (компасный курс).

В парусном деле существует еще одно понятие КУРСА - курс судна относительно ветра - угол между направлением ветра и направлением движения судна, отсчитываемый от носа. В зависимости от величины этого угла курс относительно ветра может быть острым или полным. Курсом называется также направление, по которому движется судно.

Генеральный курс - направление, по которому судно прошло бы маршрут кратчайшим расстоянием.

 

Парусное судно идет правым или левым галсом в зависимости от того, откуда дует ветер. Если ветер дует с левого борта, то это левый галс, с правого борта - правый галс. Когда ветер дует прямо в корму, то галс определяется по положению главного паруса - грота. Если грот развернут к правому борту, то это левый галс, к левому - правый галс. Если ветер дует прямо в нос, то судно находится в положении левентик. Паруса в левентике полощут и не работают, а судно, долго находящаеся в таком положении, постепенно забирает задний ход.

Курс катамарана, когда ветер дует прямо в корму, называется фордевинд, судно идет на фордевинд. Если угол между курсом судна и ветром меньше 180°и больше 90° - это курс бакштаг. Бакштаг бывает полным, близким к фордевинду, и крутым (острым). На курсе галфвинд ("полветра") катамарна идет поперек ветра. Все перечисленные курсы, включая галфвинд, являются полными курсами.

 
Что такое галс?

Острый курс, когда угол между курсом катамарана и ветром меньше 90°, называется бейдевинд. Бейдевинд бывает полный, близкий к галфвинду, и крутой, когда судно идет под минимально возможным углом к ветру.

На ветре или наветренный - борт, берег, судно, препятствие и т. д. находящиеся со стороны, откуда дует ветер. Под ветром или подветренный - наблюдаемый объект находится в стороне, куда дует ветер. Судно может подниматься на ветер или спускаться под ветер. Может также находиться выше по ветру или ниже по ветру относительно другого судна или какого-либо предмета.

Курс катамарана меняется поворотом руля. Изменения курса в пределах одного галса называются: приведением, если парусное судно приводится круче к ветру и начинает идти острее, т.е. угол между курсом судна и ветром уменьшается; или уваливанием, когда судно начинает идти полнее и угол между курсом катамарана и ветром увеличивается вплоть до 180°. Т.е. "привестись" - значит скорректировать курс на ветер, "увалиться" - скорректировать курс под ветер.

Маневр, при котором меняется галс, называется поворотом. Поворот против ветра, когда судно перед этим приводится, называется поворотом оверштаг (вокруг штага), в этом случае во время поворота ветер дует с носа. Поворот по ветру, перед которым катамаран уваливается, носит название поворота через фордевинд, ветер во время поворота дует с кормы.

Поворот оверштаг Поворот фордевинд

Когда судно идет прямо по ветру (фордевинд), ветер иногда сам резко перекладывает парус на другой борт. Этот поворот называется непроизвольным поворотом фордевинд.

Если генеральный курс лежит прямо на ветер, то тогда идут курсами бейдевинд правого и левого галсов, периодически делая повороты оверштаг, - лавируют. Если точка прибытия лежит не прямо на ветер, то при лавировке один галс приходится делать длинным, а второй - коротким. Короткий галс называется контргалс. Курс, при котором катамаран идет под наивыгоднейшим углом лавировки и быстрее всего поднимается прямо на ветер, в гоночной практике называется гоночный бейдевинд.

Направление ветра не является постоянным. Если ветер изменяет направление к носу судна, то говорят, что ветер заходит, а если к корме - ветер отходит.

Дрейф - снос судна с линии курса под влиянием ветра. Как и курс относительно ветра, дрейф может быть правого или левого галса.
Лечь в дрейф
- находясь на остром курсе, поставить паруса таким образом, чтобы судно не имело хода и оставалось почти на месте (см. рисунок).
Дрейфовать - перемещаться по ветру или течению без помощи парусов или двигателя; лежать в дрейфе с убранными парусами, удерживая нос или корму против ветра с помощью плавучего якоря; перемещаться с отданным якорем, когда он плохо забрал и ползет по грунту.

Существуют понятия истинного и вымпельного ветра. Ветер, дующий на акватории, (т.е. ветер относительно суши и поверхности воды) называется истинным ветром. На паруса идущего судна действует вымпельный ветер (т.е. ветер относительно движущегося судна). Вымпельный ветер есть результат взаимодействия истинного ветра и скорости хода катамарана (и течения). Его направление показывает вымпел или флюгарка на топе мачты. Вымпельный ветер на всех курсах, исключая фордевинд, всегда острее, чем истинный. На фордевинде (и в положении левентик) направление вымпельного ветра совпадает с истинным. Скорость вымпельного ветра на острых курсах всегда больше, а на полных (исключая галфвинд) - меньше скорости истинного ветра. На галфвинде скорости истинного и вымпельного ветра равны.

Дрейф судна
 

Если ветер дует со стороны воды на сушу, то говорят, что ветер навальный или прижимной. Если же ветер дует с берега на акваторию, то ветер - отвальный или отжимной.

 
ВЕНУТЬСЯ НАЗАД, на страницу детского клуба путешественников "Охотники за УДАЧЕЙ!"
Логотип детского клуба "Охотники за УДАЧЕЙ!"